Синология.Ру

Тематический раздел


Перспективы сотрудничества между Приморским краем и приграничными провинциями КНР при создании туристско-рекреационных зон в Приморском крае

 
 
АННОТАЦИЯ: В статье рассматриваются перспективы сотрудничества Приморского края Российской Федерации и приграничных провинций КНР при создании туристско-рекреационной зоны в Приморском крае. Хорошей основой для реализации данного проекта является СЭЗ «Находка». При этом активную роль в этом процессе должны сыграть приграничные провинции КНР. Визит Президента России в КНР также является хорошей основой для реализации данного проекта.
*******************
 
Общепризнанной и очевидной является необходимость не только наращивать добычу полезных ископаемых, но и добиваться лидерства во внедрении инноваций в традиционные отрасли промышленности, а также развивать такую перспективную отрасль, как туризм. В мире накоплен значительный опыт в данной области. Как правило, наибольший эффект от развития туризма достигается на территории так называемых «специальных экономических зон» (СЭЗ), которые также именуются «особые экономические зоны». Специальные или особые экономические зоны представляют собой участки территории принимающей страны, на которых создан льготный режим для хозяйственной деятельности предпринимателей, прежде всего иностранных. Создание особых экономических зон приводит к более активной интеграции в международное разделение труда. На территории особых экономических зон развивается международное экономическое сотрудничество в различных областях, включая туризм. Теоретически это должно приводить к включению особых экономических зон в национальную и мировую экономики. На практике же в силу различных причин так происходит далеко не всегда.
 
В Приморском крае, как и во всей Российской Федерации, особые экономические зоны прошли сложный путь, который можно разделить на 2 периода: 1) активное начало в 90-ых годах ХХ века с последующим затуханием деятельности; 2) 2006 год, когда был объявлен 1-й конкурс на создание особых экономических зон.
 
Специальная экономическая зона «Находка» была создана на базе одноимённого города в Приморском крае на основании Постановления Совета министров РСФСР № 540 от 23.11.1990 г. Функциональный статус зоны и действовавший на ее территории инвестиционный режим были уточнены Постановлением Правительства РФ № 1033 от 08.09.1994 г. и Указом Президента РФ № 345 от 09.03.1996 г. «О некоторых мерах по стимулированию инвестиционной деятельности в свободной экономической зоне «Находка»».
 
В своём развитии СЭЗ «Находка» прошла несколько этапов: 1) с 1990  по 1994 гг.; 2) с 1994 по 1996 гг.; 3) с 1996 г. по настоящее время.
 
Следует отметить, что примером при создании СЭЗ «Находка» служили СЭЗ КНР, которые позволили Китаю в достаточно короткий срок привлечь значительный объём иностранных инвестиций, иностранные технологии и зарубежный опыт хозяйствования. По этой причине СЭЗ «Находка» развивалась как зона комплексного типа, хотя на начальном этапе отсутствовала необходимая законодательная и материальная база, а также объективные условия для развития в качестве зоны для ведения совместного предпринимательства.
 
Первоначально предполагалось сформировать крупный транспортный узел с привлечением иностранного капитала на основе соединения порта Восточного, станции «Находка-Восточная» Транссибирской железной дороги и перепрофилирования военного аэродрома в районе так называемой «Золотой Долины» в 25 км от города Находка. Согласно проекту, СЭЗ «Находка» должна была стать центром распределения грузопотоков из АТР в Европу и западную часть России за счёт использования Транссибирской магистрали. Однако данный проект не вызвал заметного интереса у иностранных предпринимателей, и в условиях недостаточного финансирования из отечественных источников его реализация была отложена.
 
Затем главный упор был сделан на развитие экспортного производства, прежде всего переработки продукции рыбодобывающей промышленности, поскольку она занимает важное место в структуре экономики г. Находка, однако отечественным и совместным предприятиям не удалось наладить выпуск рыбной продукции, которая по своим вкусовым качествам соответствовала бы привычкам жителей стран Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии, являющихся основными потребителями продукции данного вида в этом регионе.
 
Изменения в развитии СЭЗ «Находка» начались в 1996 г. Они были ознаменованы созданием 2 технопарков — российско-американ-ского и российско-корейского. Российско-американский технопарк примыкает к порту Восточный, его площадь составляет 200 га и может быть расширена до 350 га. Земля отдана в аренду на 50 лет с правом продления аренды до 70 лет. Отраслевая специализация технопарка — переработка местного сырья, сборочное производство, отрасли лёгкой промышленности.
 
Российско-корейский технопарк должен располагаться в 66 км от порта Восточный в пади Школьная Партизанского района. Площадь технопарка составляет 300 га. На территории технопарка предполагалось выпускать продукцию марикультуры и рыбопереработки в соответствии со вкусовыми привычками жителей стран Северо-Восточ-ной и Юго-Восточной Азии. Дальше начального этапа строительства объектов инфраструктуры процесс развития технопарков не пошёл. В настоящее время СЭЗ «Находка» официально существует (т.е., не была аннулирована), однако никакой хозяйственной деятельности здесь не ведётся.
 
В 2007 г. губернатор Приморского края С.М. Дарькин на Международной инвестиционной ярмарке в Сочи выдвинул предложение о создании на о. Русском особой туристическо-экономической зоны. Проект данной зоны был подготовлен Тихоокеанским центром стратегических разработок во главе с М.В. Терским. В тот период предполагалось разместить на о. Русский игорную зону, однако в Министерстве экономического развития и торговли эта идея поддержки не встретила.
 
В настоящее время в России существуют 7 особых экономических зон туристско-рекреационного типа, развивающихся в районах, победивших по итогам конкурса в 2006 году. Зоны создаются в Республике Алтай, Алтайском крае, Республике Бурятия, Иркутской и Калининградской областях, Краснодарском и Ставропольском краях. В конце 2009 г. были приняты поправки к Закону РФ «Об особых экономических зонах», позволяющие создавать зоны туристско-рекреационного типа без проведения конкурса на основании постановления Правительства Российской Федерации. В соответствии с этими поправками к Закону Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин 2 апреля 2010 г. подписал Постановление Правительства РФ о создании первой на Дальнем Востоке особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на о. Русский.
 
С одной стороны, вышеуказанные меры могут рассматриваться как стремление Правительства Российской Федерации развивать экономику районов Дальнего Востока, в частности, Приморского края, и не на словах, а на деле превратить г. Владивосток в «окно» в АТР. Однако эти меры вызывают и определённые сомнения.
 
Прежде всего, вопрос касается СЭЗ «Находка». На её территории проведены работы так называемого «нулевого цикла» по созданию двух технопарков — российско-корейского и российско-американского. Существуют международные договорённости, оформленные в виде соответствующих документов на официальном уровне. Каким же предполагается дальнейшее развитие в данном направлении? Насколько целесообразен отказ от СЭЗ «Находка», которая накопила существенный, как положительный, так и отрицательный опыт за период своего существования?
 
Мировой опыт развития туризма свидетельствует о том, что для того, чтобы туризм превратился в действительно перспективную отрасль с точки зрения экономического развития г. Владивостока и всего Приморского края в целом, г. Владивосток должен стать не только интересным и комфортабельным для туристов, но и безопасным для них. И в этом плане только строительства дорог, мостов и развития энергетической инфраструктуры будет явно недостаточно. Необходимо изменить психологию целого поколения, выросшего в период развала СССР, когда нормой жизни стало воровство и ностальгия по тем временам, когда можно было безнаказанно перераспределять награбленное. Реформа МВД, связанная с сокращением количества его сотрудников, вместе с гуманизацией системы исправительных заведений в России вряд ли смогут противостоять росту преступности как в городе Владивостоке, так и в Приморском крае. Вряд ли г. Владивосток станет безопасным для иностранных туристов.
 
Строительство объектов для будущей туристической зоны также представляет собой сложную проблему. Объекты, построенные на о. Русский для проведения форума глав государств — членов АТЭС, как известно, были переданы федеральному университету. Гостиницы были переоборудованы под студенческие общежития. Однако для иностранных туристов, которые приедут на о. Русский, также необходимо строить гостиницы, развлекательные центры, казино и другие объекты. Стоимость разработанной центральными органами с привлечением местных специалистов программы подготовки г. Владивостока к проведению встречи глав государств-членов АТЭС составила 553 млрд. рублей. Доля федеральных бюджетных средств в этой сумме составила 202 млрд. рублей, софинансирование со стороны Приморского края достигало 33,5 млрд. рублей, г. Владивосток должен был выделить 44 млн. рублей, 318 млрд. рублей были привлечены из внебюджетных источников финансирования [2, с. 28]. Достаточно грубые расчёты с привлечением данных по строительству объектов на территории специальных экономических зон КНР показывают, что расходы на строительство гостиничной и рекреационной инфраструктуры будущей туристической ОЭЗ на о. Русский составят от 320 млрд. рублей до 380 млрд. рублей с учётом особенностей климата в данном регионе России, ограниченности местных предприятий строительной индустрии в плане производственной мощности, а также отсутствия опыта сооружения соответствующих объектов и технологии их строительства как в Приморском крае, так и в других районах Дальнего Востока России.
 
От идеи развития СЭЗ «Находка» не следует отказываться хотя бы в виду того обстоятельства, что на её создание и развитие уже потрачены значительные материальные ресурсы и финансовые средства. С другой стороны, наличие международных соглашений о создании на территории СЭЗ «Находка» российско-корейского и российско-американского технопарков является своеобразной гарантией привлечения иностранного капитала и передовых технологий. При этом в рамках этих соглашений можно привлекать как государственные, так и частные компании из приграничных провинций КНР, которые теоретически и практически могут не только выступить в роли потенциальных инвесторов при создании туристической ОЭЗ, но и обладают значительным опытом в области реализации подобных проектов и, что самое важное, для их последующего развития.
 
Следует отметить, что в Хасанском районе Приморского края климат значительно лучше, чем на о. Русский, купальный сезон является более продолжительным, больше солнечных дней, среднегодовая температура воздуха такая же, как в районе известного курортного центра — г. Сочи, поэтому изучение возможности создания здесь туристической ОЭЗ представляется вполне обоснованным, тем более, что существуют планы строительства в этом регионе резиденции Президента Российской Федерации. В свою очередь, строительство резиденции Президента Российской Федерации на территории Хасанского района может послужить дополнительным стимулом для привлечения иностранных инвестиций в формирование и развитие гостиничной и рекреационной инфраструктуры на территории Хасанского района и развития экономики этой территории в целом.
 
Целесообразным представляется также рассмотрение вопроса об объединении проекта создания туристической ОЭЗ и проекта создания на территории Приморского края игорной зоны и подход к этим двух программам как к единому проекту, поскольку во многих странах мира, в том числе в США, на территории туристических ОЭЗ и ОЭЗ рекреационного типа располагаются игорные заведения, способствующие привлечению иностранных и отечественных туристов в эти ОЭЗ и сокращению периода окупаемости объектов, создаваемых на таких территориях. При этом следует учитывать, что объединение двух проектов в один позволит сократить расходы на проектно-изыскательские и строительные работы, а также существенно сократить сроки их реализации. Наличие на территории Хасанского района морского биосферного заповедника и оленеводческого хозяйства «Гамовское» может стать дополнительным стимулом для развития на территории будущей ОЭЗ туризма и для привлечения как отечественных, так и иностранных туристов на территорию будущей объединённой игорной зоны туристического типа.
 
Что касается территорий опережающего развития, проект о создании которых на территории Приморского края активно обсуждался во время посещения Президентом Российской Федерации В.В. Путиным Приморского края и его встречи с губернатором Приморского края В.В. Миклушевским, то этот проект хорошо вписывается в концепцию создания зон совместного предпринимательства на территории Приморского края и не только не исключает активное привлечение государственных и частных компаний приграничных провинций КНР к участию в этом проекте, но, напротив, создаёт все необходимые условия для этого, о чём свидетельствуют итоги форума стран-членов АТЭС, проходившего в Пекине в ноябре 2014 года. На заседании сессии Делового форума в рамках саммита Азиатско-тихоокеан-ского экономического сотрудничества в Пекине 10 ноября 2014 года В.В. Путин выступил с докладом на тему «Значение АТР для России» [1]. В своём докладе он сообщил о планах создания на Дальнем Востоке нескольких территорий опережающего развития с льготными налоговыми условиями и упрощёнными административными процедурами. Данные территории могут быть использованы для активизации экономического сотрудничества Приморского края с приграничными провинциями Китая, а также служить площадкой для реализации совместных проектов, в том числе в области туризма.
 
Литература
1. Владимир Путин лично пригласил иностранных инвесторов на Дальний Восток // Владивосток, 12.11.2014 г.
2. Баранник Ирина. ТМК: пионерное движение // Дальневосточный капитал. 2010. № 4.
 
A.V. Dyshin
 
Perspectives of cooperation of Primorsky Region and the PRC border provinces for establishing of a tourist and recreational zone in Primorsky Region
 
ABSTRACT: This article provides the prospect appraisal of Primorsky Region — Chinese border provinces’ cooperation in establishing the tourist-recreation zone in Primorsky Region. Implementation of such project on the base of SEZ Nakhodka with active participation of border provinces of China in this process looks rather promising. Visit of the Russian President to China can also be considered a motivation for such project realization.
 
Ст. опубл.: Общество и государство в Китае. Т. XLV, ч. 2 / Редколл.: А.И. Кобзев и др. – М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт востоковедения Российской академии наук (ИВ РАН), 2015. – [1031] стр. (Ученые записки ИВ РАН. Отдела Китая. Вып. 18 / Редколл.: А.И.Кобзев и др.). С. 791-797.

Автор:
 

Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.